С каждым днём слова «йога» и «медитация» становятся привычными для всё большего количества людей. Все стремятся к счастью, все стремятся наполнить радостью каждый момент своей жизни. И рано или поздно приходят к тому, что «обычная» жизнь согласно транслируемым через телевидение/СМИ ценностям к этому не ведёт. Тогда люди начинают копать глубже, начинают искать ответы. И в процессе своих поисков проходят к йоге.
Процитирую Садхгуру: «Если вы по-прежнему ожидаете, что все наладится, стоит вам встретить новую подругу или друга, получить прибавку к зарплате, купить новый дом или машину, — значит, время для йоги ещё не настало. Когда вы уже попробовали всё это и многое другое и ясно понимаете, что этого недостаточно, — вот тогда вы готовы.
Что же такое йога? Йога — это не практика. Не упражнение. Не техника. Йога — это наука о том, как находиться в идеальном равновесии, в абсолютной гармонии, в полной гармонии с мирозданием».
Проблема в том, что в наши дни довольно сложно разобраться — что из того, что подаётся под словом «йога» на самом деле является наукой об идеальном равновесии, а что — всего лишь использует это красивое слово в своих целях. К счастью, мне повезло иметь возможность общаться с людьми, которые далеко продвинулись по пути йоги, а также заниматься регулярной практикой самостоятельно. И у меня постоянно возникает внутренняя потребность делиться маленькими открытиями, которые помогут каждому дальше продвинуться на своём личном пути.
Сегодня такими маленькими открытиями поделится Роман Нарейко — опытый практик и преподаватель йоги, один из самых светлых и вдохновляющих людей, которых мне доводилось встречать. Я задал Роме несколько вопросов о том, как внедрить йогу в свою повседневную жизнь, как практиковать йогу вне коврика и что можно сделать, чтобы все наши действия были максимально эффективными.
Рома, здравствуй! Как ни крути, большинство людей проводят бОльшую часть своей жизни вне йога-коврика. Если в среднем человек бодрствует 16 часов в сутки и даже если он будет уделять занятиям по 3 часа каждый день (что далеко не каждый может себе позволить), то это всё равно будет менее 20% общего времени бодрствования. Отсюда вопрос — как нам внедрить йогу в остальное время, вне формальных занятий? Что будет йогой в повседневной жизни? Можем ли мы продолжать практику и своё развитие во время, скажем, выполнения своих обязанностей на работе/по дому, во время общения с близкими и другими людьми и во время других занятий, занимающих бОльшую часть времени среднестатистического человека?
Это очень и очень важный вопрос! Говоря про практику на коврике, тут важно практиковать не много, а умно. Наша задача — не наработать часы на коврике (хотя это тоже важно), наша задача — достичь определённой реализации, собранности ума.
Для того, чтобы это сделать, действительно необходимо время на коврике. Но! Так как время на коврике у нас ограничено, то необходимо сделать его настолько эффективным, насколько это вообще возможно. Я дам несколько рекомендаций, по-настоящему соблюдая которые в повседневной жизни, каждый час на коврике смело заменит месяц интенсивного ретрита. Я говорю это с полной ответственностью.
Научись дышать животом. На вдохе живот должен надуваться, а на выдохе — втягиваться. Находясь за работой или идя куда-то, просто направь внимание на живот и со вдохом его надувай, а с выдохом — втягивай. Делай это так часто, как только возможно — и уже через несколько месяцев ты полностью перестроишься на дыхание животом. Дыхание животом не только лучше насыщает тело, но также позволяет накопить больше жизненной энергии (праны), а главное — помогает сделать ум более спокойным. Твои практики асан, пранаям и медитаций станут совершенно другими.
В течении дня больше улыбайся! Отнесись к этому совету максимально внимательно. Улыбайся глазами, губами и, главное, сердцем. Представь, что в области груди тоже есть губы и поднимай их кончики вверх. Дело в том, что улыбка глазами, губами и сердцем — автоматически включает состояние метта (любящей доброты). А это очень «искусное» состояние ума. Механизм работы ума таков, что он способен находиться лишь в одном состоянии в каждый конкретный момент.
Важно — что бы ты ни делал — находясь в «неискусном» состоянии ума — это не даст благих плодов.
Поэтому очень важно постоянно заменять «неискусные» состояния ума на «искусные». Вообще, это тема для многочасовой лекции, но мы ограничены форматом статьи. Если очень упрощённо, то от нас в повседневной жизни требуется осознать «неискусное» состояние ума (гнев, похоть, зависть и т.д.), направить внимание на напряжённые области лица/тела и расслабить их. Далее улыбнуться глазами, губами и сердцем. Со временем в области груди появятся приятные ощущения — тогда можно попробовать удерживать часть внимания на этих ощущениях. Если «неискусное» состояние вернулось, то снова повторяем эти шаги.
Возьми список нравственных принципов, к примеру яма/нияма и ежедневно соблюдай один из них. Старайся культивировать их на уровне тела, речи и ума. Допустим, сегодня мы говорим только правду. Важно внимательно наблюдать за этим, тогда можно увидеть, как много маленькой, но всё же дезинформации мы создаём каждый день. В другой день соблюдаем ненасилие. Стараемся речью, телом и умом не причинять насилие и по возможности, как антидот, оберегать живых существ. На следующий день берём следующий принцип, и так далее. Когда все принципы закончились — начинаем заново. Всего один принцип в день, но делаем это осознанно. К сожалению, опыт показывает, что люди часто пропускают это мимо ушей, но могу сразу предупредить, что без этого далеко в практике ты не уйдёшь.
Соблюдай хотя бы базовые правила питания. Не есть на ночь, не переедать, не бросать в желудок всё подряд и так далее. Старайся, чтобы минимум 50 процентов рациона были свежими фруктами/овощами.
Сорадуйся другим людям. Одно из мощных препятствий в медитации — это злость. Злость на какого-то конкретного человека или на весь мир. Далеко не все люди испытывают явную злость, но почти все испытывают хотя бы тонкую зависть к успехам других людей. А это на более глубоких уровнях медитации станет большим препятствием. Поэтому имеет смысл очень усердно культивировать сорадование.
Удели этому время. Это может быть в общественном транспорте или на ходу или в любых других обстоятельствах. Когда ты смотришь на людей, сорадуйся чему-то, что есть у них. Может кто-то красив, может кто-то умён, может кто-то очень усерден и так далее. Даже если человек полная «какашка», сорадуйся, что даже будучи таким — он жив и, возможно, иногда счастлив. Подумай также о своих друзьях, недругах или просто чужих людях и сорадуйся чему-то конкретному, что есть у них.
Культивируй щедрость. Можно деньги, можно время, можно внимание, но, пожалуйста, культивируй щедрость. Если твой «рюкзак за спиной» полностью заполнен, то пусть даже рядом с тобой будут такие люди как Садхгуру или Далай-Лама, — они не смогут ничего тебе передать. Потому что у тебя просто нет «пространства», чтобы принять что-то. Но стоит освободить себя хотя бы на несколько процентов — и нечто потрясающее может проникнуть в жизнь. А если нечто потрясающее проникнет хотя бы на несколько процентов, то в итоге все 100% твоего существа преобразятся в нечто потрясающее.
Постарайся применять все эти рекомендации или начни с какой-то одной или нескольких, но, главное, делай! Проверь всё, что я сказал, на своём опыте. Думаю, что даже через несколько недель ты увидишь большой прогресс как в практике, так и в повседневной жизни.
Я знаю, что ты очень много внимания уделяешь нравственным принципам в своей личной практике, а также во время преподавания. И в ответе на предыдущий вопрос ты сказал, что без их соблюдения далеко не уйти. Расскажи, пожалуйста, насколько это на самом деле важно для практики?
Суть всех духовных учений и религий можно свести к следующему: «Твори добро, воздерживайся от зла, культивируй ум». Хочу начать именно с работы над своим умом, так как это является самой сутью. По факту, абсолютно всё в твоей жизни будет зависеть от состояния ума. Ты не всегда сможешь контролировать внешние события, они обычно зависят от огромного количества факторов. Но твоё внутреннее состояние будет зависеть исключительно от тебя. Сансара и нирвана — это не какие-то физические локации во вселенной, это потенциальные состояния твоего ума.
Два человека могут стоять рядом плечом к плечу, но один из них может быть в нирване, а второй — в сансаре, причём в самом ужасном её проявлении. Два разных человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, могут испытать разные эмоции и получить совершенно разный опыт. Но даже один и тот же человек в разные дни, находясь в разных состояниях, в разном настроении, пройдёт через одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Отсюда вывод — именно состояние ума является самым главным фактором.
Как только мы понимаем это, то перед нами встаёт вопрос — как же работать с умом?
Многие думают, что работать над своим умом означает сесть, закрыть глаза и «медитировать». Я ставлю это слово в кавычки не просто так. Когда мы говорим о слове «медитация», возникает очень много недопонимания. Сама фраза «я медитирую» — уже не совсем корректна. Медитация — это не какое-то действие, которое можно совершить, медитация — это состояние. Пожалуйста, ещё раз обрати внимание, медитация — это не действие, это именно состояние! Состояние, в которое человек может попасть, если сделает свой ум достаточно собранным.
Это не обязательно означает, что нужно удерживать своё внимание на каком-то конкретном объекте. Формат статьи не позволяет нам осветить этот нюанс. Но для простоты объяснения здесь я буду использовать именно пример с удержанием внимания на чём-то конкретном.
Если твоя концентрация на объекте станет непрерывной и ты не будешь отвлекаться на постороннее, то попадёшь в медитативное состояние, в первую дхьяну (на санскрите) или джхану (на пали). По мере того как твой ум будет успокаиваться и становиться более собранным, ты плавно сможешь перейти во вторую дхьяну, затем в третью и так далее. Каждая последующая дхьяна позволит тебе напрямую (на собственном опыте) засвидетельствовать всё более глубокие механизмы работы ума, позволит видеть реальность более ясно, глубже проникать в суть всех вещей и явлений.
Казалось бы, тогда надо просто сидеть и непрерывно концентрироваться или, как говорят, — «медитировать», тогда будет счастье и просветление. Но в мире огромное количество людей, которые долго и много «медитируют», но далеко не продвигаются в своей практике. Да, ум слегка успокаивается, какое-то состояние получается поймать, но в суть вещей проникнуть не получается. Происходит своеобразная «игра в духовность».
Почему так?!
Дело в том, что наша способность к концентрации будет зависеть от количества и качества жизненной энергии (праны), а это в свою очередь будет зависеть от состояния физического тела. Человеку с больным телом и маленьким количеством энергии будет гораздо сложнее непрерывно удерживать концентрацию на объекте, чем здоровому человеку с большим количеством энергии. Следовательно, способность погружаться в глубокие медитативные состояния будет очень сильно отличаться у этих двух людей.
Но наличие здорового тела и большого количества энергии недостаточно, чтобы сделать практику «медитации» успешной. Очень важным и необходимым фактором является соблюдение нравственных принципов. К примеру, в йоге мы называем их яма/нияма (всего 10 принципов), в христианстве их называют 10 заповедями, в буддизме говорят про 10 искусных поступков (3 телом, 4 речью и 3 умом). Если внимательно их изучить, то мы увидим, что основные положения в этих 3 учениях очень схожи. Да и большинство других учений говорят о тех же вещах.
Соблюдение нравственных принципов — это не просто какие-то советы, чтобы все стали «хорошими» и жизнь превратилась в сказку. Человек, который обманывает, ведёт пустые разговоры, сеет раздор, присваивает чужое, невоздержан в сексуальном плане и так далее — теряет спокойствие ума! В практике «медитации» это подобно волатильности, сильной вибрации, движению с места на место (по моим личным ощущениям).
С другой стороны, если внимательно изучать нравственные принципы и ежедневно стараться их культивировать, то ум во время «медитации» становится более стабильным и собранным. И тогда уже можно говорить о каких-то глубоких состояниях.
Конечно, гипотетически можно подняться на Эверест и со 100-килограммовым рюкзаком за спиной. Если в теории, то всё возможно. Но на Эверест и без рюкзака-то сложно подняться, а уж с таким весом за плечами… Точно так же, можно сесть «медитировать» и не соблюдая нравственные принципы. Но, скорее всего, «медитируй» так хоть 100 лет — результаты будут очень поверхностными.
Лично я, когда много лет назад узнал, что главное — это работа с умом, то взялся за это достаточно серьёзно. Я смотрел на пламя свечи, пока зрение не посадил; наблюдал за дыханием очень много; смотрел на точку на листке; наблюдал за ощущениями в теле и так далее. Делал ежедневно и очень подолгу, но не было по-настоящему глубоких состояний. Далее я столкнулся со знаниями, которые изложил выше в этой статье и попробовал их применить. Это в корне поменяло всю мою практику. Многие мои друзья пришли к такому же мнению. Поэтому смело рекомендую попробовать и тебе таким же образом подойти к практике.
Напоследок, дай, пожалуйста, рекомендацию для людей, которые не располагают большим количеством свободного времени для практик. В силу занятости на работе, с детьми, по другим причинам. Допустим, у человека есть всего полчаса в день, которые он готов уделить каким-то практикам, саморазвитию. Как ты рекомендуешь максимально эффективно использовать эти полчаса?
В зависимости от уровня практики, каждому человеку стоит будет по-своему распределить эти 30 минут. На каждом этапе более актуальны будут разные вещи. Но независимо от того, что ты будешь делать на коврике, есть несколько рекомендаций, чтобы усилить плоды от практики.
- В начале практики поблагодари всех учителей прошлого и настоящего, благодаря которым знания пришли в твою жизнь и у тебя появилась возможность практиковать. Можешь посвятить свою практику твоему учителю.
- Обязательно определись с мотивацией. К примеру, «пусть практика поможет избавиться от омрачений моего ума». Или любая другая мотивация, которая тебе сейчас близка.
- В конце практики перемотай в голове, что ты сделал на коврике и посорадуйся себе. Почувствуй радость в сердце от того, что ты так много сделал. А далее посвяти все плоды от практики на что-то. К примеру, «пусть все плоды от этой практики пойдут на то, чтобы я быстрее достиг реализации и смог помогать всем живым существам».
Все эти вещи могут показаться незначительными, но они очень весомы. По рекомендации Садхгуру в начале и в конце практики мы поём мантру «Асато ма…», слова которой во многом можно трактовать именно как 3 пункта, о которых я сказал выше. Плюс, конечно же, вибрации самой мантры делают своё дело.
Я благодарю Рому за уделённое время, за ценные рекомендации, за открытость и готовность делиться своим опытом. Желаю, чтобы для каждого прочитавшего статью эта информация не осталась просто «жвачкой» для ума, но стала вдохновением и мотивацией перейти от мыслей к делу. Практики работают для тех, кто их выполняет — именно поэтому они и называются практиками. Практикуйте йогу и будьте счастливы.
Роман Нарейко в Инстаграме: @roman_nareico