Люди
Иван Евдокимов про марафонские забеги и подготовку к ним, путешествия автостопом и осознания на пути

 — 

593
0

Иван, привет! При нашем знакомстве ты рассказал, что в прошлом году пробежал 4 полумарафона, а также 2 полноценных марафона в Санкт-Петербурге и Москве. Поскольку мне самому эта тема очень интересна, давай начнём с неё. Расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к идее пробежать марафон, что тебя на это сподвигло и есть ли какая-то предыстория у этого твоего увлечения?

Привет, Саш! Да, всё верно, в прошлом году ко мне пришла идея — почему бы не пробежать полноценный марафон в 42 километра, тем самым испытав себя на прочность. Мотивацией была новость о том, что мой знакомый пробежал такой марафон в Москве, и глядя на его фото я прямо-таки загорелся этой идеей и огромным желанием повторить подобное. Поскольку я из тех людей, что любят различные приключения и испытания, и к тому же прошёл год после того, как я приехал с длительного путешествия по Азии и никуда больше не ездил, я решил совместить спорт и путешествие. Поставил цель, создал план тренировок на 5 месяцев, посмотрел, какие небольшие соревнования будут проходить до знаменательной даты марафона в Москве, и разбил этот план на необходимые тренировки и участие в различных полумарафонах в Питере, Ленинградской области и Карелии. Тем самым, кстати, получилось очень интересное путешествие, наполненное знакомствами с очень классными людьми, с кем до сих пор поддерживаю связь.

 

Как подготовиться к марафону самостоятельно. Лайфхаки и личный опыт Ивана

Я сам не так давно пробегал четверть марафона — с севера на юг весь остров Панган в Таиланде, это примерно 11,5 километров. Для кого-то это немного, но для меня пока личный рекорд. До этого я бегал в течение месяца каждый день, прежде, чем смог осилить эту дистанцию. Теперь мне интересно, что же нужно для полноценного марафона! Расскажи о своей подготовке к нему? Как ты готовился, сколько времени ушло на это? Готовился сам по наитию или же обращался за помощью/советами к бывалым профессионалам?

Скажу по своему опыту, что если бежать в жару за 30 градусов — это очень и очень тяжело, так как ты отдаешь в разы больше сил, нежели при беге в умеренных погодных условиях (не при сильно палящем солнце). Я считаю, что бег в жару очень опасен для любителей — пульс гораздо выше, и, естественно, потеешь намного больше, тем самым истощая организм. Слышал даже, что некоторые организаторы отменяют соревнования, если температура превышает 30 градусов, так как риски очень высоки. Я бежал петербургский марафон при температуре 32 градуса, это был ад! Насколько мне известно, очень многих увозили с дистанции машиной скорой помощи по причине очень плохого самочувствия. Поэтому твой нынешний личный рекорд очень неплох, в умеренных климатических условиях ты можешь его увеличить в полтора, а то и в два раза.

А теперь про мою личную подготовку к полноценной марафонской дистанции. Готовился я полностью самостоятельно, без помощи каких-либо бегунов с большим опытом. Читал различную информацию в интернете — как лучше и правильнее бегать (ставя тем самым себе правильную здоровую технику бега и темп), большое внимание уделял питанию (когда и сколько пить воды, сколько и на каких промежутках дистанции лучше есть, чтобы сохранять силы и выносливость). Думаю, это основная информация которой должен обязательно владеть любой человек, решивший пробежать такую большую дистанцию, иначе не справиться. Хорошая экипировка и гаджеты тоже важны, но это не главное. Я видел зрелых мужчин, которые бежали в бюджетной экипировке и даже босиком, и при этом очень многих в дорогой экипировке, с пульсометром на руке, идущих пешком. Это не развлечение, нужна действительно очень серьёзная подготовка своей психики и тела. Жаль, не все это понимают.

Марафонский забег
Бег на 42 км марафон
Забег на марафонскую дистанцию

Я поставил себе цель подготовиться к марафону за 5 месяцев, потому что в России только в такой промежуток времени комфортные условия для тренировок на улице (в Петербурге уж точно). Думаю, что это предельно допустимое время подготовки, так как организму тяжело сразу принимать такие высокие нагрузки. Я подготовился за 5 месяцев и пробежал все 42 километра, не переходя на шаг, но, признаться, травмировал колено во время подготовки к марафону. Очень опасался, что колено полностью не восстановится к дате марафона, но всё, на моё счастье, прошло хорошо.

 

5 месяцев подготовки кажутся мне не таким уж большим сроком для такого-то события в жизни, как марафон. Поделишься более конкретными советами из своего опыта, которые могут пригодиться нашим читателям? Тем, кто вдохновится попробовать марафон, или хотя бы полумарафон. Как лучше и правильнее бегать, как пить и как есть? И может быть, какие-то твои ошибки, которые ты совершил и хочешь предостеречь от них других людей?

Да, Саш, ты прав. Пять месяцев на подготовку к марафону — это минимальный срок, не без возможных последствий для организма. Думаю, что лучше его растянуть на год, а то и больше. Но у меня был очень сильный азарт и огромное желание сделать это. Тренировался я постоянно, не пропуская ни одну тренировку (даже если на улице была плохая погода и шёл дождь). Преодолевал большие дистанции на тренировках по 15-20 километров. Я ни разу до этого так много не бегал, и буквально из последних сил заставлял себя добегать последние километры любым способом.

Но причина моего успеха заключается в том, что я искренне и с огромным желанием насиловал себя этими тренировками. Я получал большое удовольствие от осознания того, что я всё же смог закончить тренировку. Я знал, что если смог на тренировке осилить 19 километров и не упал в конце, значит полумарафон точно преодолею. В такие моменты по-настоящему гордишься собой, своими реальным результатами. Наверное, я немного сумасшедший в таком подходе к жизни, но искренне считаю, что только так можно достичь больших результатов. Конечно же, мне хочется поделится некоторыми советами из своего опыта, которые могут взять на заметку читатели, и тем самым предостеречь себя от ошибок, что допустил я. Они следующие:

  1. Забег на 42 километра, в первую очередь, требует психологическую готовность начать марафон и закончить его любым путём, и лишь после — физическую подготовку.
  2. На таких длительных дистанциях необходимо научится чувствовать всё, что происходит с организмом в данный момент, знать наперёд, как будешь чувствовать себя через 5-10 километров, держать свою технику бега и свой темп. Не нужно гнаться за тем, кто быстрее тебя. Осознание своего темпа приходит с опытом, думаю, он у всех на старте разный. А техника бега — это дело вкуса. Я выучил основы «естественной техники бега» и придерживался её, так как она считается наименее травмоопасной.
  3. Необходимо всегда держать организм в энергетическом тонусе, тогда у вас точно есть все шансы финишировать и показать хороший результат. Пить каждые 5 километров, съесть что-то высокоуглеводное до старта (например, пасту из твёрдых сортов пшеницы или манную кашу), и не пренебрегать возможностью подпитываться на всех пунктах питания (если этого не делать, то энергетический запас закончится, и вы уже точно никуда побежите, а пойдёте пешком до самого финиша).
  4. Не слушайте свой ленивый мозг, который уже через 10 километров ничего не хочет. Слушайте своё тело и владейте им и собой. В беге на большие дистанции важна стратегия, прогнозирование будущего, мельчайший и детальный контроль своего тела, его действий и психики. И, конечно, полная концентрация на беге — таким образом вы гарантированно прибежите к финишу в нужное вам время с точностью до минуты. Проверено.

Думаю, что подготовка к марафону и непосредственное участие в нём — очень полезная практика для осознания себя. Это что-то вроде медитации в виде постоянного контроля своего тела, мыслей и чувств. И, на мой взгляд, возможно даже более эффективная — тут ты постоянно находишься в работе над собой в реальной жизни. В итоге, когда есть такой опыт и результаты, ты начинаешь лучше понимать процессы, происходящие с твоим умом и телом. Для меня лично марафон действительно открыл понимание того, как вести себя на практике в очень сложных ситуациях обычной повседневной жизни.

 

Как выбрать правильную обувь для марафона

Я так понимаю, что марафоны в Санкт-Петербурге и Москве проходили по городу, соответственно бег был по асфальтовому покрытию. Насколько это сложно — бежать длинные дистанции по асфальту? Как лучше подойти к выбору обуви для полумарафона и марафона, насколько это важно, исходя из твоего опыта? Может быть, порекомендуешь свою модель кроссовок?

Хорошие кроссовки в беге — это самый лучший друг, они создают тебе комфорт, а идеально подобранная под твою стопу обувь даже способствуют улучшению результатов. Идеальных универсальных кроссовок для всех не существует, потому что форма стопы у всех разная. Каждый находит свою идеальную пару обуви путём проб, тренировок и участия в соревнованиях. Я лично для себя отдал предпочтение (как обуви, в которой побегу марафоны) фирме Asics, моя модель называлась Gel Pulse 7. Не самая лучшая модель по удобству и амортизации, как я сейчас уже могу оценивать из своего опыта. Это очень важно при беге на длительные дистанции по асфальту, особенно для новичков — снижает вероятность получения травмы. Я лично, наверное, больше любитель фирмы Nike. У них, как правило, очень хорошего качества материалы изготовления и неизменный отличный шов — это удобно и долговечно. К тому же я слышал много положительных отзывов про их обувь от спортсменов. Думаю, что следующая обувь для бега у меня будет именно от этого производителя.

Хорошие кроссовки для марафона
Правильная обувь для марафона
Марафоны и полумарафоны

Очень многие начинающие спортсмены стремятся купить себе марафонскую обувь, так называемые «марафонки», которые фактически ничего не весят и имеют очень условную амортизацию. Они думают, что тем самым им будет проще бежать марафон. В этом есть правда для профессионалов, но не для любителей. Дело в том, что эта обувь рассчитана на тех, кто пробегает марафон менее, чем за 3 часа. Любители же, из-за своей еще не сформировавшейся до конца техники бега только уничтожат подошву и получат неудобства и высокий риск получить травму.

Бег на марафонские дистанции чаще всего проходит по равнинной местности, без резких подъемов и спадов, а это довольно-таки комфортно и легко. Совсем другое дело — бег в горах, с резкими перепадами. Поэтому, купив себе комфортную обувь с хорошей амортизацией, можно не думать о том, что ты бежишь по очень жёсткой поверхности.

Бегать в парке или на пляже менее травмоопасно — за счёт мягкой поверхности, которая гасит удары ногой. Но в парках и на пляжах — неровная поверхность, что повышает вероятность получить вывих. А ещё из-за неровной поверхности поначалу будет сложнее найти свою технику бега для будущего участия в марафонах по асфальту. Таково моё личное субъективное мнение. И ещё кстати, советую бегать в специальных носках для бега, в них удобнее и комфортнее, они станут отличным дополнением к хорошим кроссовкам.

 

Отлично, спасибо тебе, теперь у нас есть хорошая порция вдохновения на тему марафонов и полумарафонов! Давай теперь перейдём к путешествиям. Ты уже успел поездить по Индии, Шри-Ланке и Таиланду, и теперь снова собираешься в путешествие по Азии. Расскажи, чем тебя привлекает именно этот континент, какие внутренние инсайты, осознания и озарения он уже тебе дал, какие изменения привнёс в твою жизнь и чего ты ждёшь от нового путешествия туда?

Это действительно очень интересный вопрос, какие внутренние изменения произошли лично во мне в Азии. В Азии я путешествовал в режиме нон-стоп только по Индии, Шри-Ланке и Таиланду, каждая из этих стран обогатила меня совершенно разными знаниями и осознаниями, потому что каждая из них не похожа друг на друга. В Таиланде, например, как в первой стране в которой я начал практиковать самостоятельные путешествия в 2014 году, я получил понимание того, что на Земле есть для меня своего рода рай. Со стабильной солнечной погодой, яркими цветами повсюду, начиная с природы и заканчивая одеждой людей, автомобилями, домами, да и просто мелочами повсюду. Приезжая после этого в серый Петербург, я нахожусь некоторое время в неком подавленном состоянии от хмурых людей, серых домов, преимущественно серых и чёрных машин и так далее. Место жительства определяет человека и его отношение к жизни, я в этом уверен. Кроме того, Таиланд — это свежие фрукты, улыбающиеся внешне и внутренне люди, возможность жить постоянно из-за стабильной, располагающей к этому погоды и не скрываться от холода в четырёх стенах своего дома.

Индия и Шри-Ланка — это отдельная песня. Там всё перемешалось во мне, даже не знаю, как их охарактеризовать конкретными словами. В них просто есть всё — высокая мораль и полное её отсутствие. В Индии, например, я перестал быть вегетарианцем. Странно, наверное, но меня шокировало всё то, что я увидел. В моей голове Индия стала совершенной неоднозначностью, наверное, в равной степени, как и Шри-Ланка. Я просто не смог понять их, для моего понимания это было слишком сложно. После приезда из Индии, я полтора месяца употреблял мясо, рыбу и прочую животную пищу. Кстати, именно в этот период я пробежал марафон. Животная пища, по моим ощущениям, даёт много сил и энергии, но я также уверен, что можно и обойтись без неё. Сейчас я осознал, что вегетарианство мне всё же ближе — с точки зрения моего самочувствия, мировоззрения, ощущений внутри себя и того, какими глазами я смотрю на окружающую жизнь.

Нынешнее путешествие, которое мне предстоит начать 17 апреля, сразу после моего дня рождения, будет проходить уже по восточной Азии от Китая до Абхазии — оно покроет 13 стран и около 52 городов России вплоть до Провидения. Это будет нереальных масштабов путешествие. Планирую его осуществить за полгода. Кстати, всё буду транслировать в своём профиле в Instagram, частично на на своей страничке ВКонтакте, и буду также делать видео для YouTube. Что ждать от этого большого путешествия — даже не знаю. От этого, признаться, немного страшновато, но в тоже время очень интересно. Кстати, оно планируется полностью автостопом.

 

Лично я никогда не путешествовал автостопом, но периодически у меня всплывает интерес к этой теме, может быть однажды и сам попробую. Расскажи, что тебя привлекает в автостопе и почему ты свое очередное путешествие планируешь осуществить именно таким способом?

Начнём с того, что пишу ответ на этот вопрос, сидя в машине водителя, который меня любезно согласился подвезти до Нижнего Новгорода. Этот город включен в маршрут моего нынешнего путешествия Санкт-Петербург — Владивосток. До этого я ехал с парой, которая подвозила меня до города Владимир, причём не просто подвезла, а ещё и устроила мне бесплатную обзорную экскурсию по их родному городу.

Путешествие автостопом по России

Отвечая на твой вопрос, скажу так. Автостоп — это добрые и бескорыстные люди, готовые искренне тебе помочь и даже чем-то пожертвовать (своим временем и материальными ресурсами), не прося ничего взамен. В этом есть другое проявление отношений между людьми, не основанное только на системе рынка. Тут можно жить по-другому. Безусловно, в автостопе есть риск — сесть не к самому порядочному и доброму водителю, особенно для девушек. Но этот риск, скорее, крайняя редкость, чем данность, по причине которой стоит отказаться от такого рода путешествий. В основном, люди очень порядочные, интересные и добрые. Автостоп — это жизнь в режиме нон-стоп, свобода, новые знакомства, знания, бесконечное исследование окружающей жизни. И для всего этого не требуется много денег!

 

Как путешествовать автостопом. Лайфхаки из личного опыта Ивана

Какие рекомендации ты бы дал тем, кто отправляется в своё первое путешествие автостопом? Может быть какие-нибудь лайфхаки из личного опыта, каких ошибок стоит избегать начинающим?

Думаю, что моей главной рекомендацией будет доверять и быть открытым жизни. Если человек доверяет и открыт, жизнь сама даёт ему всё то, чего он хочет. Не стоит бояться незнакомых людей, многие люди действительно очень хотят помочь, я бы даже сказал, что они испытывают в этом потребность. Так, меня лично не раз подвозили туда, куда самим водителям совершенно не по пути. Например, в последний раз водитель просто свернул с трассы, ведущей в его город и отвёз меня прямо до подъезда дома человека, к которому я ехал. После с этим водителем мы вместе поужинали и обменялись контактами в социальных сетях. Такое происходит очень часто.

По поводу лайфхаков — могу исходить только из своего опыта и того, что я слышал от водителей — кого они хотят посадить к себе в машину с интересом, а кого ни за что к себе не посадят. У меня из этого сформировались свои принципы:

  • Не тормозите машину на подъёмах и спусках, а также на поворотах. Водителям совершенно неудобно останавливаться на таких участках дороги, даже если они и хотели бы взять вас с собой.
  • Принципиально ищите прямой участок дороги, без отбойников по краю дороги. В таких местах шансы остановить машину менее, чем за 10 минут, максимально велики.
  • Выглядите опрятно, будьте в чистой одежде и не излучайте неприятных запахов. Думаю, никто бы не хотел посадить подобного человека к себе в свой чистый салон. В общем, выглядите максимально выигрышно, не хуже, чем в повседневной жизни в городе.
  • Если вы будете в яркой одежде, то заметно выделитесь на дороге, тем самым привлекая к себе внимание. У водителей будет гораздо больше шансов обратить на вас внимание ещё задолго до того, как они будут подъезжать. К тому же, в яркой одежде повышается настроение и получается лучше сохранять оптимизм.
  • Будьте открыты и доверчивы. Общайтесь, делитесь знаниями и опытом. Людям, которые вас будут брать к себе в машину, вы искренне интересны. Они хотят, как правило, побольше узнать о вас — о том, как вы путешествуете, какой у вас бюджет, как вы живёте. А если повезёт, что не редкость, вы станете хорошими знакомыми или друзьями.

Иван Евдокимов — путешествие автостопом
Иван Евдокимов путешествует автостопом

Будет не лишним добавить, где я останавливаюсь на ночь, когда еду автостопом в длительное путешествие с ограниченным бюджетом:

  • У ребят по Сouchsurfing. Заранее ищу хостов за день-два до выезда в их город. Редко день в день, так как в таком случае шансы не очень высоки.
  • Останавливаюсь в недорогих хостелах в центре города. Плюс такого варианта — есть возможность побыть с самим собой и поработать.
  • Ночую в палатке. Но это на крайний случай ночью, когда машин минимальное количество и никто не хочет останавливаться. Да и приезжать после полуночи в хостел или к хосту я лично не очень люблю. А вообще, всегда стараюсь поддерживать гигиену на должном уровне — душ утром и вечером для меня табу. Поэтому палатку использую редко.

В общем, автостоп — это очень интересно и если у вас ещё нет опыта в этом, будет не лишним попробовать, как один из способов путешествий. Это риск, но он того стоит! И хочется ещё добавить. Не планируйте свой маршрут автостопом более 400 километров в день, это очень сильно выматывает. Проезжая 400 километров, чувствуешь себя комфортно и остаются силы и желание пообщаться с местными, а также исследовать местность, город.

 

Как-то так случилось, что я довольно много уже поездил по миру, а вот в России практически нигде не был. Питер, пригороды Питера, Москва и немножко Краснодарского края, вот и всё, по сути. А у тебя, наоборот, богатый опыт путешествий по России. Расскажи, пожалуйста, для таких, как я, о самых-самых местах в России, которые тебя впечатлили, вдохновили ну или просто очень понравились? Пусть будет твой личный ТОП из 2-3-4 мест. Ну и, конечно, чем именно они тебя зацепили, ради чего туда стоит ехать.

На самом-то деле, я не думаю, что много где был в России. Наберётся может городов 15 и, наверное, столько же природных мест вдали от городов. Из тех мест, где я был, особенно всплывают в памяти следующие:

Карелия. Мне сложно и совсем не хочется выделять в ней одно или два места. Это по-настоящему богатый край — озёрами, реками, лесами, животными. Там столько всего, что всё не попробуешь и не обойдёшь за короткий срок. В Карелии есть некая огромная сила, которая обогащает и очищает сознание, после неё, вернувшись в город Петербург, я чувствовал сильное отвращение ко всему искусственному и лживому, что увидел вокруг себя. В Карелии есть подлинная жизнь, искренне всем советую там побывать.

Жигулёвские горы. Так как сам я родом из Тольятти, мне не раз приходилось там бывать. Это очень интересное место с точки зрения природы и открывающихся видов. А если зайти в глубь леса и дойти до мужского монастыря, после прогуляться до каменной чаши, полазить по горам, то можно по-настоящему понять всю красоту этого места. Это далеко не полный список того, что там можно сделать, поэтому всем советую ознакомиться с этим местом подробнее.

Озеро Байкал. Я был там только зимой, но даже в это время можно насладиться красотой места. Мне повезло, когда я приехал, там был полный штиль, многие люди катались на коньках (там очень ровный лёд), гуляли со своими питомцами по льду. Там настолько чистая вода, что даже сквозь лёд можно увидеть дно озера. Через месяц собираюсь оказаться на Байкале снова и увидеть его уже проснувшимся от зимней спячки.

Озеро Байкал зимой

Соловки или Соловецкие острова. Там уникальная природа, подробнее о ней лучше почитать в интернете, а ещё там можно увидеть китов-белух, которые приплывают туда каждый год для восполнения своего потомства. А особенно отважным можно искупаться в Белом море. Оно холодное по причине того, что впадает в Северный Ледовитый океан, но, искупавшись там, вы смело сможете сказать своим друзьям, что купались в самом северном океане мира.

В данный момент я путешествую по всей России из Петербурга до Владивостока. На моём пути более 40 городов, с которыми хочу познакомиться — с людьми и их укладом жизни. Моя цель — получить представление о том, как живут люди в нашей стране, что есть такого в одном городе или посёлке, чего нет в другом. Из природных мест планирую побывать снова на озере Байкал целую неделю. Думаю, что под конец этого путешествия я смогу ещё много чего интересного рассказать.

 

Как ты себя обеспечиваешь в пути? Ты сейчас в отпуске, или без работы и путешествуешь на накопления, или работаешь удалённо/на фрилансе или имеешь своё дело/бизнес или может быть ещё что-то? Я часто сталкиваюсь с тем, что многие люди, когда узнают, что человек долго путешествует в режиме нон-стоп, в первую очередь интересуются финансовым вопросом, как обеспечить себе такую возможность. Как обстоят дела у тебя?

Да, действительно, этот вопрос, как правило, первостепенный у людей, которые так не живут. Думаю, что люди, которые действительно хотят так жить, найдут для себя варианты. А те, кто только спрашивают, как правило, не очень-то хотят этого. И, к сожалению, от них больше критики, нежели одобрения. Мне кажется, что эти люди полярны друг от друга, каждому комфортно на своём месте. Кому-то комфортно работать на одном месте годами и строить карьеру. Другие, как бы ни старались, не могут усидеть и всё их нутро рвётся наружу. Каждому своё, каждый находит свой способ жить так, чтобы ему было хорошо.

Я же после очередной наёмной работы уволился, потому что уже не мог делать одно и то же, в одних и тех же стенах, сдал свою квартиру в Петербурге и уехал на полгода путешествовать. Сейчас интересуюсь интернет-маркетингом и маркетингом в целом, SMM и контент-менеджментом с целью получения стабильного дополнительного источника дохода, работая удалённо, там где мне хочется. Главное — не быть на одном и том же месте годами. Сейчас, правда, я постоянно нахожусь в движении и мне сложно сильно углубиться в изучение направления, которое я выбрал и сразу же применять его на практике. Делаю всё потихоньку, постепенно. На данный момент моим основным источником дохода является собственная квартира, которую я сдаю и небольшая сумма в банке.

Мне приходят на ум мои любимые фильмы детства, герои которых меня вдохновляли. Это фильмы с одним и тем же актёром Леонардо Ди Каприо — «Пляж», «Титаник», «Поймай меня, если сможешь». Посмотрев эти фильмы, думаю, вы сможете ответить себе — интересно вам так жить или нет, ёкнуло у вас что-то внутри или нет. Если ёкнуло, тогда уже стоит принимать практические действия для того, чтобы найти способы к этому приблизиться. Всем успехов в жизни, гармонии с самим собой, будьте счастливы!


Друг, если ты хочешь узнать больше про Ивана и его путешествия, а, быть может, даже познакомиться с ним, смело добавляйся к нему в друзья и подписывайся на него в социальных сетях:

Instagram: @1vanevdokimov

ВКонтакте: vk.com/1vanevdokimov

YouTube: IvanEvdokimov_liveVideo

Поделись ссылкой с друзьями:
Есть ещё интересное! Читай также:
Таня Коробко про фриланс-фотографию, зимовки в Азии и совмещение десятка интересов
Саша Уикенден о любви к путешествиям, серфинге, удалённом бизнесе и жизни без социальных сетей
Максим и Оля про внутренние трансформации, творчество и вдохновение острова Бали
Анастасия Венедюхина про путешествия без планов, арт-терапию и внутренний голос